Апрель 2017

05 Апрель 2017

ФЗ-35 от 06.03.2006 г. "О противодействии терроризму"

 

6 марта 2006 года N 35-ФЗ

 

 

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

 

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН

 

О ПРОТИВОДЕЙСТВИИ ТЕРРОРИЗМУ

 

Принят

Государственной Думой

26 февраля 2006 года

 

Одобрен

Советом Федерации

1 марта 2006 года

 

(в ред. Федеральных законов от 27.07.2006 N 153-ФЗ,

от 08.11.2008 N 203-ФЗ, от 22.12.2008 N 272-ФЗ,

от 30.12.2008 N 321-ФЗ, от 27.07.2010 N 197-ФЗ,

от 28.12.2010 N 404-ФЗ, от 03.05.2011 N 96-ФЗ)

 

Настоящий Федеральный закон устанавливает основные принципы противодействия терроризму, правовые и организационные основы профилактики терроризма и борьбы с ним, минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма, а также правовые и организационные основы применения Вооруженных Сил Российской Федерации в борьбе с терроризмом.

 

Статья 1. Правовая основа противодействия терроризму

 

 

КонсультантПлюс: примечание.

Президентом РФ 5 октября 2009 года утверждена Концепция противодействия терроризму в Российской Федерации.

 

Правовую основу противодействия терроризму составляют Конституция Российской Федерации, общепризнанные принципы и нормы международного права, международные договоры Российской Федерации, настоящий Федеральный закон и другие федеральные законы, нормативные правовые акты Президента Российской Федерации, нормативные правовые акты Правительства Российской Федерации, а также принимаемые в соответствии с ними нормативные правовые акты других федеральных органов государственной власти.

 

Статья 2. Основные принципы противодействия терроризму

 

Противодействие терроризму в Российской Федерации основывается на следующих основных принципах:

1) обеспечение и защита основных прав и свобод человека и гражданина;

2) законность;

3) приоритет защиты прав и законных интересов лиц, подвергающихся террористической опасности;

4) неотвратимость наказания за осуществление террористической деятельности;

5) системность и комплексное использование политических, информационно-пропагандистских, социально-экономических, правовых, специальных и иных мер противодействия терроризму;

6) сотрудничество государства с общественными и религиозными объединениями, международными и иными организациями, гражданами в противодействии терроризму;

7) приоритет мер предупреждения терроризма;

8) единоначалие в руководстве привлекаемыми силами и средствами при проведении контртеррористических операций;

9) сочетание гласных и негласных методов противодействия терроризму;

10) конфиденциальность сведений о специальных средствах, технических приемах, тактике осуществления мероприятий по борьбе с терроризмом, а также о составе их участников;

11) недопустимость политических уступок террористам;

12) минимизация и (или) ликвидация последствий проявлений терроризма;

13) соразмерность мер противодействия терроризму степени террористической опасности.

 

Статья 3. Основные понятия

 

В настоящем Федеральном законе используются следующие основные понятия:

1) терроризм - идеология насилия и практика воздействия на принятие решения органами государственной власти, органами местного самоуправления или международными организациями, связанные с устрашением населения и (или) иными формами противоправных насильственных действий;

2) террористическая деятельность - деятельность, включающая в себя:

а) организацию, планирование, подготовку, финансирование и реализацию террористического акта;

б) подстрекательство к террористическому акту;

в) организацию незаконного вооруженного формирования, преступного сообщества (преступной организации), организованной группы для реализации террористического акта, а равно участие в такой структуре;

г) вербовку, вооружение, обучение и использование террористов;

д) информационное или иное пособничество в планировании, подготовке или реализации террористического акта;

е) пропаганду идей терроризма, распространение материалов или информации, призывающих к осуществлению террористической деятельности либо обосновывающих или оправдывающих необходимость осуществления такой деятельности;

3) террористический акт - совершение взрыва, поджога или иных действий, устрашающих население и создающих опасность гибели человека, причинения значительного имущественного ущерба либо наступления иных тяжких последствий, в целях воздействия на принятие решения органами власти или международными организациями, а также угроза совершения указанных действий в тех же целях;

(п. 3 в ред. Федерального закона от 27.07.2006 N 153-ФЗ)

4) противодействие терроризму - деятельность органов государственной власти и органов местного самоуправления по:

а) предупреждению терроризма, в том числе по выявлению и последующему устранению причин и условий, способствующих совершению террористических актов (профилактика терроризма);

б) выявлению, предупреждению, пресечению, раскрытию и расследованию террористического акта (борьба с терроризмом);

в) минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма;

5) контртеррористическая операция - комплекс специальных, оперативно-боевых, войсковых и иных мероприятий с применением боевой техники, оружия и специальных средств по пресечению террористического акта, обезвреживанию террористов, обеспечению безопасности физических лиц, организаций и учреждений, а также по минимизации последствий террористического акта.

 

Статья 4. Международное сотрудничество Российской Федерации в области борьбы с терроризмом

 

1. Российская Федерация в соответствии с международными договорами Российской Федерации сотрудничает в области противодействия терроризму с иностранными государствами, их правоохранительными органами и специальными службами, а также с международными организациями.

2. Российская Федерация, руководствуясь интересами обеспечения безопасности личности, общества и государства, преследует на своей территории лиц, обвиняемых (подозреваемых) в причастности к терроризму, в соответствии с законодательством Российской Федерации.

 

Статья 5. Организационные основы противодействия терроризму

 

1. Президент Российской Федерации:

1) определяет основные направления государственной политики в области противодействия терроризму;

2) устанавливает компетенцию федеральных органов исполнительной власти, руководство деятельностью которых он осуществляет, по борьбе с терроризмом;

3) принимает решение в установленном порядке об использовании за пределами территории Российской Федерации формирований Вооруженных Сил Российской Федерации и подразделений специального назначения для борьбы с террористической деятельностью, осуществляемой против Российской Федерации либо граждан Российской Федерации или лиц без гражданства, постоянно проживающих в Российской Федерации.

(часть первая в ред. Федерального закона от 27.07.2006 N 153-ФЗ)

2. Правительство Российской Федерации:

1) определяет компетенцию федеральных органов исполнительной власти, руководство деятельностью которых оно осуществляет, в области противодействия терроризму;

2) организует разработку и осуществление мер по предупреждению терроризма и минимизацию и (или) ликвидацию последствий проявлений терроризма;

3) организует обеспечение деятельности федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления по противодействию терроризму необходимыми силами, средствами и ресурсами.

3. Федеральные органы исполнительной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления осуществляют противодействие терроризму в пределах своих полномочий.

4. В целях обеспечения координации деятельности федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления по противодействию терроризму по решению Президента Российской Федерации могут формироваться органы в составе представителей федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и иных лиц. Для реализации решений указанных органов могут издаваться акты (совместные акты) указанных органов, представители которых входят в состав соответствующего органа.

5. В целях своевременного информирования населения о возникновении угрозы террористического акта и организации деятельности по противодействию его совершению, осуществляемой федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления и органами, формируемыми в соответствии с частью 4 настоящей статьи, могут устанавливаться уровни террористической опасности, предусматривающие принятие не ограничивающих прав и свобод человека и гражданина дополнительных мер по обеспечению безопасности личности, общества и государства. Порядок установления уровней террористической опасности и содержание дополнительных мер по обеспечению безопасности личности, общества и государства определяются Президентом Российской Федерации.

(часть 5 введена Федеральным законом от 03.05.2011 N 96-ФЗ)

 

Статья 6. Применение Вооруженных Сил Российской Федерации в борьбе с терроризмом

 

В борьбе с терроризмом Вооруженные Силы Российской Федерации могут применяться для:

1) пресечения полетов воздушных судов, используемых для совершения террористического акта либо захваченных террористами;

2) пресечения террористических актов во внутренних водах и в территориальном море Российской Федерации, на объектах морской производственной деятельности, расположенных на континентальном шельфе Российской Федерации, а также для обеспечения безопасности национального морского судоходства;

3) участия в проведении контртеррористической операции в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным законом;

4) пресечения международной террористической деятельности за пределами территории Российской Федерации.

 

Статья 7. Пресечение террористических актов в воздушной среде

 

1. Вооруженные Силы Российской Федерации применяют оружие и боевую технику в порядке, установленном нормативными правовыми актами Российской Федерации, в целях устранения угрозы террористического акта в воздушной среде или в целях пресечения такого террористического акта.

2. В случае, если воздушное судно не реагирует на радиокоманды наземных пунктов управления прекратить нарушение правил использования воздушного пространства Российской Федерации и (или) на радиокоманды и визуальные сигналы поднятых на его перехват летательных аппаратов Вооруженных Сил Российской Федерации либо отказывается подчиниться радиокомандам и визуальным сигналам без объяснения причин, Вооруженные Силы Российской Федерации применяют оружие и боевую технику для пресечения полета указанного воздушного судна путем принуждения его к посадке. Если воздушное судно не подчиняется требованиям о посадке и существует реальная опасность гибели людей либо наступления экологической катастрофы, оружие и боевая техника применяются для пресечения полета указанного воздушного судна путем его уничтожения.

3. В случае, если имеется достоверная информация о возможном использовании воздушного судна для совершения террористического акта или о захвате воздушного судна и при этом были исчерпаны все обусловленные сложившимися обстоятельствами меры, необходимые для его посадки, и существует реальная опасность гибели людей либо наступления экологической катастрофы, Вооруженные Силы Российской Федерации применяют оружие и боевую технику для пресечения полета указанного воздушного судна путем его уничтожения.

 

Статья 8. Пресечение террористических актов во внутренних водах, в территориальном море, на континентальном шельфе Российской Федерации и при обеспечении безопасности национального морского судоходства

 

1. Вооруженные Силы Российской Федерации применяют оружие и боевую технику в порядке, установленном нормативными правовыми актами Российской Федерации, в целях устранения угрозы террористического акта во внутренних водах, в территориальном море, на континентальном шельфе Российской Федерации и при обеспечении безопасности национального морского судоходства, в том числе в подводной среде, или в целях пресечения такого террористического акта.

2. В случае, если морские или речные суда и корабли (плавательные средства) не реагируют на команды и (или) сигналы прекратить нарушение правил использования водного пространства Российской Федерации (подводной среды) либо отказываются подчиниться требованиям об остановке, оружие военных кораблей (летательных аппаратов) Вооруженных Сил Российской Федерации применяется для принуждения к остановке плавательного средства в целях устранения угрозы террористического акта. Если плавательное средство не подчиняется требованиям об остановке и (или) невозможно принудить его к остановке и при этом были исчерпаны все обусловленные сложившимися обстоятельствами меры, необходимые для его остановки, и существует реальная опасность гибели людей либо наступления экологической катастрофы, оружие военных кораблей (летательных аппаратов) Вооруженных Сил Российской Федерации применяется для пресечения движения плавательного средства путем его уничтожения.

 

Статья 9. Участие Вооруженных Сил Российской Федерации в проведении контртеррористической операции

 

1. Подразделения и воинские части Вооруженных Сил Российской Федерации привлекаются для участия в проведении контртеррористической операции по решению руководителя контртеррористической операции в порядке, определяемом нормативными правовыми актами Российской Федерации.

2. Соединения Вооруженных Сил Российской Федерации привлекаются для участия в проведении контртеррористической операции по решению Президента Российской Федерации в порядке, определяемом нормативными правовыми актами Российской Федерации.

3. Подразделения, воинские части и соединения Вооруженных Сил Российской Федерации, привлеченные для участия в проведении контртеррористической операции, применяют боевую технику, оружие и специальные средства в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации.

 

Статья 10. Выполнение Вооруженными Силами Российской Федерации задач по пресечению международной террористической деятельности за пределами территории Российской Федерации

 

1. Вооруженные Силы Российской Федерации в соответствии с международными договорами Российской Федерации, настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами осуществляют пресечение международной террористической деятельности за пределами территории Российской Федерации посредством:

1) применения вооружения с территории Российской Федерации против находящихся за ее пределами террористов и (или) их баз;

2) использования формирований Вооруженных Сил Российской Федерации для выполнения задач по пресечению международной террористической деятельности за пределами территории Российской Федерации.

2. Решение о применении Вооруженными Силами Российской Федерации вооружения с территории Российской Федерации против находящихся за ее пределами террористов и (или) их баз принимается Президентом Российской Федерации.

3. Решение об использовании за пределами территории Российской Федерации формирований Вооруженных Сил Российской Федерации, применяемых для выполнения задач по пресечению международной террористической деятельности (далее - формирования Вооруженных Сил Российской Федерации), принимается Президентом Российской Федерации на основании соответствующего постановления Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации.

4. Общая численность формирований Вооруженных Сил Российской Федерации, районы их действий, стоящие перед ними задачи, срок их пребывания за пределами территории Российской Федерации и порядок замены определяются Президентом Российской Федерации.

5. Утратила силу. - Федеральный закон от 27.07.2006 N 153-ФЗ.

6. Решение об отзыве формирований Вооруженных Сил Российской Федерации принимается Президентом Российской Федерации в случае:

1) выполнения ими поставленных задач по пресечению международной террористической деятельности;

2) нецелесообразности их дальнейшего пребывания за пределами территории Российской Федерации.

7. Президент Российской Федерации информирует Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации об отзыве формирований Вооруженных Сил Российской Федерации.

8. Формирования Вооруженных Сил Российской Федерации, направляемые за пределы территории Российской Федерации, комплектуются на добровольной основе военнослужащими, проходящими военную службу по контракту. Указанные военнослужащие проходят предварительную специальную подготовку.

9. Обеспечение формирований Вооруженных Сил Российской Федерации материально-техническими средствами и предоставление входящим в их состав военнослужащим медицинского и иных видов обеспечения осуществляет Правительство Российской Федерации.

10. Для обеспечения деятельности формирований Вооруженных Сил Российской Федерации Правительство Российской Федерации по поручению Президента Российской Федерации принимает решение о направлении за пределы территории Российской Федерации на добровольной основе гражданского персонала. Правительство Российской Федерации определяет районы действий указанного персонала, стоящие перед ним задачи, срок его пребывания за пределами территории Российской Федерации, порядок замены, а также решает вопросы его обеспечения.

11. Решение об отзыве гражданского персонала, направляемого за пределы территории Российской Федерации в соответствии с частью 10 настоящей статьи, принимается Президентом Российской Федерации одновременно с решением об отзыве формирований Вооруженных Сил Российской Федерации. Решение об отзыве указанного гражданского персонала принимается Президентом Российской Федерации или по его поручению Правительством Российской Федерации также в случае, если дальнейшее пребывание этого персонала за пределами территории Российской Федерации становится нецелесообразным.

 

Статья 11. Правовой режим контртеррористической операции

 

 

КонсультантПлюс: примечание.

Статьей 20.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена ответственность за нарушение правового режима контртеррористической операции.

 

1. В целях пресечения и раскрытия террористического акта, минимизации его последствий и защиты жизненно важных интересов личности, общества и государства по решению должностного лица, принявшего в соответствии с частью 2 статьи 12 настоящего Федерального закона решение о проведении контртеррористической операции, в пределах территории ее проведения может вводиться правовой режим контртеррористической операции на период ее проведения.

2. Решение о введении правового режима контртеррористической операции (включая определение территории (перечня объектов), в пределах которой (на которых) такой режим вводится, и перечня применяемых мер и временных ограничений) и решение об отмене правового режима контртеррористической операции подлежат незамедлительному обнародованию.

3. На территории (объектах), в пределах которой (на которых) введен правовой режим контртеррористической операции, в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации, на период проведения контртеррористической операции допускается применение следующих мер и временных ограничений:

1) проверка у физических лиц документов, удостоверяющих их личность, а в случае отсутствия таких документов - доставление указанных лиц в органы внутренних дел Российской Федерации (иные компетентные органы) для установления личности;

2) удаление физических лиц с отдельных участков местности и объектов, а также отбуксировка транспортных средств;

3) усиление охраны общественного порядка, объектов, подлежащих государственной охране, и объектов, обеспечивающих жизнедеятельность населения и функционирование транспорта, а также объектов, имеющих особую материальную, историческую, научную, художественную или культурную ценность;

4) ведение контроля телефонных переговоров и иной информации, передаваемой по каналам телекоммуникационных систем, а также осуществление поиска на каналах электрической связи и в почтовых отправлениях в целях выявления информации об обстоятельствах совершения террористического акта, о лицах, его подготовивших и совершивших, и в целях предупреждения совершения других террористических актов;

5) использование транспортных средств, принадлежащих организациям независимо от форм собственности (за исключением транспортных средств дипломатических представительств, консульских и иных учреждений иностранных государств и международных организаций), а в неотложных случаях и транспортных средств, принадлежащих физическим лицам, для доставления лиц, нуждающихся в срочной медицинской помощи, в лечебные учреждения, а также для преследования лиц, подозреваемых в совершении террористического акта, если промедление может создать реальную угрозу жизни или здоровью людей. Порядок возмещения расходов, связанных с таким использованием транспортных средств, определяется Правительством Российской Федерации;

6) приостановление деятельности опасных производств и организаций, в которых используются взрывчатые, радиоактивные, химически и биологически опасные вещества;

7) приостановление оказания услуг связи юридическим и физическим лицам или ограничение использования сетей связи и средств связи;

8) временное отселение физических лиц, проживающих в пределах территории, на которой введен правовой режим контртеррористической операции, в безопасные районы с обязательным предоставлением таким лицам стационарных или временных жилых помещений;

9) введение карантина, проведение санитарно-противоэпидемических, ветеринарных и других карантинных мероприятий;

10) ограничение движения транспортных средств и пешеходов на улицах, дорогах, отдельных участках местности и объектах;

11) беспрепятственное проникновение лиц, проводящих контртеррористическую операцию, в жилые и иные принадлежащие физическим лицам помещения и на принадлежащие им земельные участки, на территории и в помещения организаций независимо от форм собственности для осуществления мероприятий по борьбе с терроризмом;

12) проведение при проходе (проезде) на территорию, в пределах которой введен правовой режим контртеррористической операции, и при выходе (выезде) с указанной территории досмотра физических лиц и находящихся при них вещей, а также досмотра транспортных средств и провозимых на них вещей, в том числе с применением технических средств;

13) ограничение или запрещение продажи оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ, специальных средств и ядовитых веществ, установление особого режима оборота лекарственных средств и препаратов, содержащих наркотические средства, психотропные или сильнодействующие вещества, этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции;

14) ограничение или приостановление частной детективной и охранной деятельности.

(п. 14 введен Федеральным законом от 22.12.2008 N 272-ФЗ)

4. На отдельных участках территории (объектах), в пределах которой (на которых) введен правовой режим контртеррористической операции, могут устанавливаться (вводиться) как весь комплекс мер и временных ограничений, предусмотренных частью 3 настоящей статьи, так и отдельные меры и временные ограничения.

 

Статья 12. Условия проведения контртеррористической операции

 

1. Контртеррористическая операция проводится для пресечения террористического акта, если его пресечение иными силами или способами невозможно.

2. Решения о проведении контртеррористической операции и о ее прекращении принимает руководитель федерального органа исполнительной власти в области обеспечения безопасности, либо по его указанию иное должностное лицо федерального органа исполнительной власти в области обеспечения безопасности, либо руководитель территориального органа федерального органа исполнительной власти в области обеспечения безопасности, если руководителем федерального органа исполнительной власти в области обеспечения безопасности не принято иное решение.

3. В случае, если для проведения контртеррористической операции требуются значительные силы и средства и она охватывает территорию, на которой проживает значительное число людей, руководитель федерального органа исполнительной власти в области обеспечения безопасности уведомляет о введении правового режима контртеррористической операции и о территории, в пределах которой она проводится, Президента Российской Федерации, Председателя Правительства Российской Федерации, Председателя Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, Председателя Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, Генерального прокурора Российской Федерации и при необходимости иных должностных лиц.

 

Статья 13. Руководство контртеррористической операцией

 

1. Лицо, принявшее в соответствии с частью 2 статьи 12 настоящего Федерального закона решение о проведении контртеррористической операции, является руководителем контртеррористической операции и несет персональную ответственность за ее проведение. В период проведения контртеррористической операции ее руководитель может быть заменен только по решению руководителя федерального органа исполнительной власти в области обеспечения безопасности.

(часть 1 в ред. Федерального закона от 03.05.2011 N 96-ФЗ)

2. Руководитель контртеррористической операции:

1) определяет структуру и порядок работы оперативного штаба на период проведения контртеррористической операции, а также задачи и функции должностных лиц, включенных в состав оперативного штаба;

(в ред. Федерального закона от 03.05.2011 N 96-ФЗ)

2) определяет состав сил и средств, необходимых для проведения контртеррористической операции, а также принимает решение о привлечении к участию в работе оперативного штаба иных лиц;

3) отдает распоряжения оперативному штабу о подготовке расчетов и предложений по проведению контртеррористической операции;

4) в порядке, определяемом нормативными правовыми актами федерального органа исполнительной власти в области обеспечения безопасности, согласованными с федеральными органами исполнительной власти, ведающими вопросами обороны, внутренних дел, юстиции, иностранных дел, гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, обеспечения пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах, привлекает силы и средства этих органов, а также иных федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, необходимые для проведения контртеррористической операции и минимизации последствий террористического акта;

5) определяет представителя оперативного штаба, ответственного за поддержание связи с представителями средств массовой информации и общественности;

6) определяет территорию (объекты), в пределах которой (на которых) вводится правовой режим контртеррористической операции, и устанавливает комплекс мер и временных ограничений, предусмотренных частью 3 статьи 11 настоящего Федерального закона;

(в ред. Федерального закона от 03.05.2011 N 96-ФЗ)

7) отдает боевое распоряжение (боевой приказ) о применении группировки сил и средств, создаваемой в соответствии со статьей 15 настоящего Федерального закона;

(п. 7 в ред. Федерального закона от 03.05.2011 N 96-ФЗ)

8) реализует иные полномочия по руководству контртеррористической операцией.

 

Статья 14. Компетенция оперативного штаба

 

1. Руководитель оперативного штаба и его состав определяются в порядке, установленном Президентом Российской Федерации.

2. Оперативный штаб:

1) осуществляет сбор сведений об обстановке, обобщение, анализ и оценку информации в целях определения характера и масштаба готовящегося или совершаемого террористического акта;

2) подготавливает расчеты и предложения по проведению контртеррористической операции;

3) разрабатывает план проведения контртеррористической операции и после утверждения указанного плана организует контроль за его исполнением;

4) подготавливает боевые распоряжения (боевые приказы), другие документы, определяющие порядок подготовки и проведения контртеррористической операции, правовой режим контртеррористической операции;

5) организует взаимодействие привлекаемых для проведения контртеррористической операции сил и средств;

6) принимает другие меры по предотвращению террористического акта и минимизации его возможных последствий.

(п. 6 в ред. Федерального закона от 03.05.2011 N 96-ФЗ)

 

Статья 15. Силы и средства, привлекаемые для проведения контртеррористической операции

 

1. Пресечение террористического акта осуществляется силами и средствами органов федеральной службы безопасности, а также создаваемой группировки сил и средств.

2. Для проведения контртеррористической операции по решению руководителя контртеррористической операции создается группировка сил и средств.

3. В состав группировки сил и средств могут включаться подразделения, воинские части и соединения Вооруженных Сил Российской Федерации, подразделения федеральных органов исполнительной власти, ведающих вопросами безопасности, обороны, внутренних дел, юстиции, гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, обеспечения пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах, и других федеральных органов исполнительной власти, а также подразделения органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

4. Единое управление силами и средствами, входящими в состав группировки, включая переподчинение представителей и подразделений федеральных органов исполнительной власти, указанных в части 3 настоящей статьи, осуществляет руководитель контртеррористической операции. Все военнослужащие, сотрудники и специалисты, привлекаемые для проведения контртеррористической операции, с момента начала контртеррористической операции и до ее окончания подчиняются руководителю контртеррористической операции.

5. С момента, когда руководителем контртеррористической операции отдано боевое распоряжение (боевой приказ) о применении группировки сил и средств, вмешательство любого другого лица независимо от занимаемой им должности в управление подразделениями, входящими в состав группировки сил и средств, не допускается.

(часть 5 в ред. Федерального закона от 03.05.2011 N 96-ФЗ)

6. Участвующие в контртеррористической операции подразделения федеральных органов исполнительной власти, указанных в части 3 настоящей статьи, применяют боевую технику, оружие и специальные средства в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации.

 

Статья 16. Ведение переговоров в ходе контртеррористической операции

 

1. В целях сохранения жизни и здоровья людей возможно ведение переговоров лицами, специально уполномоченными на то руководителем контртеррористической операции.

2. При ведении переговоров с террористами не должны рассматриваться выдвигаемые ими политические требования.

 

Статья 17. Окончание контртеррористической операции

 

1. Контртеррористическая операция считается оконченной в случае, если террористический акт пресечен (прекращен) и ликвидирована угроза жизни, здоровью, имуществу и иным охраняемым законом интересам людей, находящихся на территории, в пределах которой проводилась контртеррористическая операция.

2. При наличии условий, указанных в части 1 настоящей статьи, руководитель контртеррористической операции объявляет контртеррористическую операцию оконченной.

(часть 2 в ред. Федерального закона от 03.05.2011 N 96-ФЗ)

 

Статья 18. Возмещение вреда, причиненного в результате террористического акта

 

1. Государство осуществляет в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, компенсационные выплаты физическим и юридическим лицам, которым был причинен ущерб в результате террористического акта. Компенсация морального вреда, причиненного в результате террористического акта, осуществляется за счет лиц, его совершивших.

2. Возмещение вреда, причиненного при пресечении террористического акта правомерными действиями, осуществляется за счет средств федерального бюджета в соответствии с законодательством Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

3. Вред, причиненный при пресечении террористического акта правомерными действиями здоровью и имуществу лица, участвующего в террористическом акте, а также вред, вызванный смертью этого лица, возмещению не подлежит.

 

Статья 19. Социальная реабилитация лиц, пострадавших в результате террористического акта, и лиц, участвующих в борьбе с терроризмом

(в ред. Федерального закона от 08.11.2008 N 203-ФЗ)

 

1. Социальная реабилитация лиц, пострадавших в результате террористического акта, а также лиц, указанных в статье 20 настоящего Федерального закона, включает в себя психологическую, медицинскую и профессиональную реабилитацию, правовую помощь, содействие в трудоустройстве, предоставление жилья, проводится в целях социальной адаптации лиц, пострадавших в результате террористического акта, и их интеграции в общество и осуществляется за счет средств федерального бюджета в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации, а также средств бюджета субъекта Российской Федерации, на территории которого совершен террористический акт, и иных источников, предусмотренных законодательством Российской Федерации.

2. Для лиц, указанных в статье 20 настоящего Федерального закона, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации помимо социальной реабилитации могут быть предусмотрены реабилитационные мероприятия иного характера.

(часть вторая введена Федеральным законом от 08.11.2008 N 203-ФЗ)

 

Статья 20. Категории лиц, участвующих в борьбе с терроризмом, подлежащих правовой и социальной защите

 

1. Лица, участвующие в борьбе с терроризмом, находятся под защитой государства и подлежат правовой и социальной защите. К указанным лицам относятся:

1) военнослужащие, сотрудники и специалисты федеральных органов исполнительной власти и иных государственных органов, осуществляющих борьбу с терроризмом;

(в ред. Федерального закона от 30.12.2008 N 321-ФЗ)

2) лица, содействующие на постоянной или временной основе федеральным органам исполнительной власти, осуществляющим борьбу с терроризмом, в выявлении, предупреждении, пресечении, раскрытии и расследовании террористических актов и минимизации их последствий;

2.1) сотрудники Следственного комитета Российской Федерации, принимающие участие в выездах на места происшествия и документальном закреплении следов совершенных преступлений на территориях (перечне объектов), в пределах которых (на которых) введен правовой режим контртеррористической операции;

(п. 2.1 введен Федеральным законом от 28.12.2010 N 404-ФЗ)

3) члены семей лиц, указанных в пунктах 1, 2 и 2.1 настоящей части, если необходимость в обеспечении их защиты вызвана участием указанных лиц в борьбе с терроризмом.

(в ред. Федерального закона от 28.12.2010 N 404-ФЗ)

2. Социальная защита лиц, участвующих в борьбе с терроризмом, осуществляется с учетом правового статуса таких лиц, устанавливаемого федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

 

Статья 21. Возмещение вреда лицам, участвующим в борьбе с терроризмом, и меры их социальной защиты

 

1. Возмещение вреда, причиненного жизни, здоровью и имуществу лиц, указанных в статье 20 настоящего Федерального закона, в связи с их участием в борьбе с терроризмом, осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

2. В случае гибели лица, принимавшего участие в осуществлении мероприятия по борьбе с терроризмом, членам семьи погибшего и лицам, находившимся на его иждивении, выплачивается единовременное пособие в размере шестисот тысяч рублей, а также гарантируется сохранение очереди на получение жилья, компенсаций по оплате жилья и жилищно-коммунальных услуг, если имелось право на получение таких компенсаций. Нетрудоспособным членам семьи погибшего и лицам, находившимся на его иждивении, назначается пенсия по случаю потери кормильца.

3. В случае, если лицо, принимавшее участие в осуществлении мероприятия по борьбе с терроризмом, получило увечье, повлекшее за собой наступление инвалидности, этому лицу за счет средств федерального бюджета выплачивается единовременное пособие в размере трехсот тысяч рублей и назначается пенсия в соответствии с законодательством Российской Федерации.

4. В случае, если лицо, принимавшее участие в осуществлении мероприятия по борьбе с терроризмом, получило ранение, не повлекшее за собой наступления инвалидности, этому лицу выплачивается единовременное пособие в размере ста тысяч рублей.

5. В случае, если имущество лица, принимавшего участие в осуществлении мероприятия по борьбе с терроризмом, утрачено или повреждено, это лицо имеет право на возмещение его стоимости в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

6. При одновременном возникновении в соответствии с законодательством Российской Федерации нескольких оснований для указанных единовременных выплат выплата осуществляется по одному основанию по выбору получателя.

 

Статья 22. Правомерное причинение вреда

 

Лишение жизни лица, совершающего террористический акт, а также причинение вреда здоровью или имуществу такого лица либо иным охраняемым законом интересам личности, общества или государства при пресечении террористического акта либо осуществлении иных мероприятий по борьбе с терроризмом действиями, предписываемыми или разрешенными законодательством Российской Федерации, являются правомерными.

 

Статья 23. Льготное исчисление выслуги лет, гарантии и компенсации лицам, участвующим в борьбе с терроризмом

 

1. Военнослужащим и сотрудникам федеральных органов исполнительной власти и иных государственных органов, проходящим (проходившим) службу в подразделениях, непосредственно осуществляющих (осуществлявших) борьбу с терроризмом, в выслугу лет (трудовой стаж) для назначения пенсий один день службы засчитывается за полтора дня, а время непосредственного участия в контртеррористических операциях - из расчета один день службы за три дня.

(в ред. Федерального закона от 30.12.2008 N 321-ФЗ)

2. Периоды непосредственного участия военнослужащих и сотрудников федеральных органов исполнительной власти и иных государственных органов в контртеррористических операциях для льготного исчисления выслуги лет (трудового стажа) для назначения пенсий устанавливаются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.

(в ред. Федерального закона от 30.12.2008 N 321-ФЗ)

 

КонсультантПлюс: примечание.

По вопросу, касающемуся предоставления дополнительных гарантий и компенсаций сотрудникам федеральных органов исполнительной власти, участвующим в контртеррористических операциях и обеспечивающим правопорядок и общественную безопасность на территории Северо-Кавказского региона Российской Федерации, см. Постановление Правительства РФ от 09.02.2004 N 65.

 

3. Военнослужащим и сотрудникам федеральных органов исполнительной власти и иных государственных органов, непосредственно участвующим в борьбе с терроризмом, Президентом Российской Федерации и Правительством Российской Федерации устанавливаются оклады по воинским должностям (должностные оклады) с учетом повышения, а также могут устанавливаться дополнительные гарантии и компенсации.

(в ред. Федерального закона от 30.12.2008 N 321-ФЗ)

 

Статья 24. Ответственность организаций за причастность к терроризму

 

1. В Российской Федерации запрещаются создание и деятельность организаций, цели или действия которых направлены на пропаганду, оправдание и поддержку терроризма или совершение преступлений, предусмотренных статьями 205 - 206, 208, 211, 220, 221, 277 - 280, 282.1, 282.2 и 360 Уголовного кодекса Российской Федерации.

(в ред. Федерального закона от 27.07.2010 N 197-ФЗ)

2. Организация признается террористической и подлежит ликвидации (ее деятельность - запрещению) по решению суда на основании заявления Генерального прокурора Российской Федерации или подчиненного ему прокурора в случае, если от имени или в интересах организации осуществляются организация, подготовка и совершение преступлений, предусмотренных статьями 205 - 206, 208, 211, 220, 221, 277 - 280, 282.1, 282.2 и 360 Уголовного кодекса Российской Федерации, а также в случае, если указанные действия осуществляет лицо, которое контролирует реализацию организацией ее прав и обязанностей. Решение суда о ликвидации организации (запрете ее деятельности) распространяется на региональные и другие структурные подразделения организации.

(в ред. Федерального закона от 27.07.2010 N 197-ФЗ)

3. Оставшееся после удовлетворения требований кредиторов имущество организации, ликвидируемой по основаниям, предусмотренным настоящей статьей, подлежит конфискации и обращению в доход государства в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Решение о конфискации указанного имущества и его обращении в доход государства выносится судом одновременно с решением о ликвидации организации.

4. Положения настоящей статьи распространяются на иностранные и международные организации, а также на их отделения, филиалы и представительства в Российской Федерации.

5. Федеральный орган исполнительной власти в области обеспечения безопасности ведет единый федеральный список организаций, в том числе иностранных и международных организаций, признанных судами Российской Федерации террористическими. Указанный список подлежит опубликованию в официальных периодических изданиях, определенных Правительством Российской Федерации.

 

Статья 25. Вознаграждение за содействие борьбе с терроризмом

 

1. Лицам, оказывающим содействие в выявлении, предупреждении, пресечении, раскрытии и расследовании террористического акта, выявлении и задержании лиц, подготавливающих, совершающих или совершивших такой акт, из средств федерального бюджета может выплачиваться денежное вознаграждение.

2. Источники финансирования выплат денежного вознаграждения устанавливаются Правительством Российской Федерации.

3. Размер, основания и порядок выплат денежного вознаграждения определяются федеральным органом исполнительной власти в области обеспечения безопасности.

 

Статья 26. О признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации

 

1. Со дня вступления в силу настоящего Федерального закона признать утратившими силу:

1) статьи 1 - 16, 18, 19, 21 и 23 - 27 Федерального закона от 25 июля 1998 года N 130-ФЗ "О борьбе с терроризмом" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, N 31, ст. 3808);

2) Федеральный закон от 21 ноября 2002 года N 144-ФЗ "О внесении дополнения в Федеральный закон "О борьбе с терроризмом" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, N 47, ст. 4634);

3) статью 33 Федерального закона от 30 июня 2003 года N 86-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Российской Федерации, признании утратившими силу отдельных законодательных актов Российской Федерации, предоставлении отдельных гарантий сотрудникам органов внутренних дел, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и упраздняемых федеральных органов налоговой полиции в связи с осуществлением мер по совершенствованию государственного управления" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2003, N 27, ст. 2700).

2. Признать утратившими силу с 1 января 2007 года:

1) Федеральный закон от 25 июля 1998 года N 130-ФЗ "О борьбе с терроризмом" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, N 31, ст. 3808);

2) пункт 22 статьи 4 Федерального закона от 7 августа 2000 года N 122-ФЗ "О порядке установления размеров стипендий и социальных выплат в Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2000, N 33, ст. 3348);

3) статью 106 Федерального закона от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, N 35, ст. 3607).

 

Статья 27. Вступление в силу настоящего Федерального закона

 

1. Настоящий Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования, за исключением статей 18, 19, 21 и 23 настоящего Федерального закона.

2. Статьи 18, 19, 21 и 23 настоящего Федерального закона вступают в силу с 1 января 2007 года.

 

Президент

Российской Федерации

В.ПУТИН

Москва, Кремль

6 марта 2006 года

N 35-ФЗ

 

 

 

 

Читать далее

Указ Президента РФ от 15 февраля 2006 г. № 116

 

Российская Федерация

Указ Президента РФ от 15 февраля 2006 года № 116

О мерах по противодействию терроризму

Принят

Президентом Российской Федерации

·         В редакциях

 

·          

·         № 832с от 02.08.2006, 

·         № 1470 от 04.11.2007, 

·         № 284 от 29.02.2008, 

·         № 1188 от 08.08.2008, 

·         № 631 от 04.06.2009, 

·         № 1267 от 10.11.2009, 

·         № 500 от 22.04.2010,

·         № 1222 от 08.10.2010, 

·         № 1258 от 02.09.2012.

1.     В целях совершенствования государственного управления в области противодействия терроризму постановляю:

2.     1.Образовать Национальный антитеррористический комитет (далее - Комитет).

3.     2.Установить, что председателем Национального антитеррористического комитета (далее - председатель Комитета) по должности является директор Федеральной службы безопасности Российской Федерации.

4.     3.Образовать для координации деятельности территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления по профилактике терроризма, а также по минимизации и ликвидации последствий его проявлений антитеррористические комиссии в субъектах Российской Федерации.

5.     Руководителями антитеррористических комиссий в субъектах Российской Федерации по должности являются высшие должностные лица (руководители высших исполнительных органов государственной власти) субъектов Российской Федерации.

6.     4.Для организации планирования применения сил и средств федеральных органов исполнительной власти и их территориальных органов по борьбе с терроризмом, а также для управления контртеррористическими операциями образовать:

7.     а)в составе Комитета - Федеральный оперативный штаб;

8.     б)оперативные штабы в субъектах Российской Федерации.

9.     4.1.Возложить функцию по непосредственному руководству специальными силами и средствами по обнаружению и пресечению деятельности террористических организаций и групп, их лидеров и лиц, участвующих в организации и осуществлении террористических актов на территории Северо-Кавказского региона Российской Федерации, на оперативные штабы в субъектах Российской Федерации, на территориях которых дислоцируются указанные силы и средства.

10.  Возложить на оперативный штаб в Чеченской Республике дополнительно функцию по организации планирования применения на территории Чеченской Республики выделенных сил и средств Объединенной группировки войск (сил) по проведению контртеррористических операций на территории Северо-Кавказского региона Российской Федерации (далее - Объединенная группировка).

11.  Командующему Объединенной группировкой выполнять указания руководителя оперативного штаба в Чеченской Республике при решении возложенных на штаб задач и по заявке руководителя этого штаба выделять необходимые силы и средства, в том числе средства материально-технического обеспечения. По заявкам руководителей оперативных штабов в субъектах Российской Федерации, имеющих общую административную границу с Чеченской Республикой, согласованным с оперативным штабом в Чеченской Республике, выделять силы и средства, необходимые для проведения контртеррористических операций.

12.  Привлечение сил и средств Объединенной группировки к участию в проведении мероприятий по борьбе с терроризмом на территориях субъектов Российской Федерации, находящихся в пределах Южного федерального округа и не имеющих общей административной границы с Чеченской Республикой, осуществлять по решению Федерального оперативного штаба на основании заявки руководителя оперативного штаба в соответствующем субъекте Российской Федерации.

13.  5.Установить, что:

14.  а)решения Федерального оперативного штаба, принятые в соответствии с его компетенцией, обязательны для всех государственных органов, представители которых входят в его состав и в состав оперативных штабов в субъектах Российской Федерации;

15.  б)решения оперативных штабов в субъектах Российской Федерации, принятые в соответствии с их компетенцией, обязательны для всех государственных органов, представители которых входят в их состав.

16.  6.Установить, что:

17.  а)руководителя Федерального оперативного штаба назначает председатель Комитета;

18.  б)руководителями оперативных штабов в субъектах Российской Федерации, по должности являются руководители территориальных органов Федеральной службы безопасности Российской Федерации в соответствующих субъектах Российской Федерации, если председателем Комитета не принято иное решение;

19.  в)утратил силу с 1 октября 2009 года

20.  г)общее руководство деятельностью Объединенной группировки осуществляет Министр внутренних дел Российской Федерации.

21.  7.Утратил силу со 2 августа 2006 года

22.  7.1.Министерству внутренних дел Российской Федерации совместно с Министерством обороны Российской Федерации до 15 декабря 2006 г. представить в установленном порядке предложения по реорганизации Объединенной группировки, предусмотрев возможность поэтапного вывода в 2007 - 2008 годах подразделений внутренних войск Министерства внутренних дел Российской Федерации и Вооруженных Сил Российской Федерации, дислоцированных в Чеченской Республике на временной основе.

23.  8.Преобразовать Комиссию по вопросам координации деятельности федеральных органов исполнительной власти в Южном федеральном округе, образованную распоряжением Президента Российской Федерации от 13 сентября 2004 г. N 421-рп, в Комиссию по вопросам улучшения социально-экономического положения в Южном федеральном округе.

24.  Полномочному представителю Президента Российской Федерации в Южном федеральном округе в 2-недельный срок представить на утверждение проекты положения о Комиссии и ее состава.

25.  8.1.Преобразовать постоянно действующие группы оперативного управления при антитеррористических комиссиях в субъектах Российской Федерации, находящихся в пределах Южного федерального округа, в группы оперативного управления при оперативных штабах в субъектах Российской Федерации, находящихся в пределах Южного федерального округа.

26.  9.Установить, что в случае совершения террористического акта на территории муниципального образования первоочередные меры по пресечению данного террористического акта до начала работы названных в пункте 4 настоящего Указа оперативных штабов осуществляет начальник соответствующего подразделения органа федеральной службы безопасности, дислоцированного на данной территории, а при отсутствии такого подразделения - начальник соответствующего органа внутренних дел Российской Федерации.

27.  10.Утвердить прилагаемые:

28.  а)Положение о Национальном антитеррористическом комитете;

29.  б)утратил силу со 2 сентября 2012 года

30.  в)состав антитеррористической комиссии в субъекте Российской Федерации по должностям;

31.  г)состав Федерального оперативного штаба по должностям;

32.  д)состав оперативного штаба в субъекте Российской Федерации по должностям;

33.  е)утратил силу с 1 октября 2009 года

34.  11.Образовать для организационного и материально-технического обеспечения деятельности Комитета, Федерального оперативного штаба и оперативных штабов в субъектах Российской Федерации:

35.  а)в составе Федеральной службы безопасности Российской Федерации - аппарат Национального антитеррористического комитета;

36.  б)в органах федеральной службы безопасности - аппараты соответствующих оперативных штабов.

37.  12.Установить, что:

38.  а)положение об антитеррористической комиссии в субъекте Российской Федерации и ее регламент утверждаются председателем Комитета;

39.  б)организационное и материально-техническое обеспечение деятельности антитеррористических комиссий в субъектах Российской Федерации осуществляется высшими должностными лицами (руководителями высших исполнительных органов государственной власти) субъектов Российской Федерации.

40.  13.Увеличить штатную численность центрального аппарата:

41.  а)Федеральной службы безопасности Российской Федерации - на 300 единиц;

42.  б)Федеральной службы охраны Российской Федерации - на 7 единиц.

43.  14.Установить, что:

44.  а)структура аппаратов Комитета, Федерального оперативного штаба и оперативных штабов в субъектах Российской Федерации, штатная численность указанных аппаратов и порядок их комплектования определяются директором Федеральной службы безопасности Российской Федерации;

45.  б)должности в аппаратах Комитета, Федерального оперативного штаба и оперативных штабов в субъектах Российской Федерации подлежат замещению федеральными государственными служащими, в том числе военнослужащими органов федеральной службы безопасности, а также прикомандированными к Федеральной службе безопасности Российской Федерации военнослужащими и сотрудниками федеральных органов исполнительной власти по согласованию с такими органами.

46.  15.Председателю Комитета, руководителям Федерального оперативного штаба и оперативных штабов в субъектах Российской Федерации в месячный срок утвердить их персональный состав.

47.  16.Председателю Комитета:

48.  а)в 2-месячный срок утвердить:

49.  положения о Федеральном оперативном штабе и оперативных штабах в субъектах Российской Федерации;

50.  положения об аппаратах Комитета, Федерального оперативного штаба и оперативных штабов в субъектах Российской Федерации, а также их структуру;

51.  б)в 3-месячный срок внести в установленном порядке предложения по совершенствованию управления контртеррористическими операциями на территории Северо-Кавказского региона Российской Федерации;

52.  в)в 4-месячный срок утвердить положение об антитеррористической комиссии в субъекте Российской Федерации и ее регламент.

53.  17.Правительству Российской Федерации:

54.  а)в 2-месячный срок представить предложения по приведению актов Президента Российской Федерации в соответствие с настоящим Указом;

55.  б)в 3-месячный срок решить в установленном порядке финансовые, материально-технические и иные вопросы, связанные с реализацией настоящего Указа;

56.  в)привести свои акты в соответствие с настоящим Указом.

57.  18.Федеральной службе безопасности Российской Федерации в 2-месячный срок представить в установленном порядке предложения:

58.  а)о внесении изменений в Положение о Федеральной службе безопасности Российской Федерации;

59.  б)о внесении изменений в перечень воинских должностей, подлежащих замещению высшими офицерами в органах федеральной службы безопасности;

60.  в)об изменении общего количества воинских должностей, подлежащих замещению полковниками (капитанами 1 ранга) в органах федеральной службы безопасности.

61.  19.Признать утратившими силу:

62.  распоряжение Президента Российской Федерации от 13 сентября 2004 г. N 421-рп "Об образовании Комиссии по вопросам координации деятельности федеральных органов исполнительной власти в Южном федеральном округе" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, N 38, ст. 3792);

63.  распоряжение Президента Российской Федерации от 29 октября 2004 г. N 511-рп "О внесении изменений в состав Комиссии по вопросам координации деятельности федеральных органов исполнительной власти в Южном федеральном округе, утвержденный распоряжением Президента Российской Федерации от 13 сентября 2004 г. N 421-рп" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, N 44, ст. 4345);

64.  распоряжение Президента Российской Федерации от 18 февраля 2005 г. N 62-рп "О Комиссии по вопросам координации деятельности федеральных органов исполнительной власти в Южном федеральном округе" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2005, N 8, ст. 646).

65.  20.Настоящий Указ вступает в силу со дня вступления в силу Федерального закона "О противодействии терроризму".

66.  Президент

67.  Российской Федерации

68.  В.ПУТИН

69.  Москва, Кремль

70.  15 февраля 2006 года

71.  N 116

Читать далее

Рекомендации АТК

АНТИТЕРРОРИСТИЧЕСКАЯ КОМИССИЯ

ЧЕЧЕНСКОЙ РЕСПУБЛИКИ

 

 

Методическое пособие

Методическое пособие рекомендовано заместителям глав муниципальных образований районов и городов по безопасности - секретарям антитеррористических комиссий городских и районных муниципальных образований Чеченской Республики при организации работы районных АТК по профилактике терроризма на своих территориях.

 

Введение

Терроризм на современном этапе приобрел международный, планетарный характер. Если сравнительно недавно о терроризме можно было говорить как о локальном явлении, то сейчас неоспоримо можно утверждать, что глобализация и все более широкая интернационализация терроризма – это факт, перед которым оказалось человечество.

У терроризма всегда крайне амбициозные цели, как правило, с провокационным уклоном. Успех террористов в достижении целей базируется на демократизме и гуманизме государства по отношению к своему народу, что может в отдельных случаях приводить к удовлетворению некоторых их требований.

Террор всегда ведет к жертвам, прежде всего, среди невиновного населения, а также наносит огромный материальный ущерб.

В настоящее время сохраняется вероятность проведения террористических акций на потенциально опасных объектах, объектах жизнеобеспечения населения и с массовым пребыванием людей, что может привести к человеческим жертвам и значительному материальному ущербу.

Все это настоятельно требует острой реакции со стороны органов исполнительной власти области, органов местного самоуправления и всего населения.

С целью оказания помощи в организации работы по профилактике терроризма, минимизации и ликвидации его последствий и даны, изложенные в настоящем пособии рекомендации.

1.                Антитеррористические комиссии в субъектах РФ

Антитеррористические комиссии (АТК) в субъектах Российской Федерации  созданы на основании пункта 3 Указа Президента РФ от 15.02. 2006г. № 116  «О мерах по противодействию терроризму».

В их состав входят:

-высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации (Председатель комиссии),  (Глава Чеченской Республики);

-начальник территориального органа ФСБ России (заместитель председателя), (начальник Управления ФСБ России по Чеченской Республике) (по согласованию);

-представитель законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации (по согласованию);

-начальник территориального органа МВД России (министр внутренних дел по Чеченской Республике) (по согласованию);

-начальник Пограничного Управления ФСБ РФ по ЧР (по согласованию);

-начальник Главного управления МЧС России по субъекту Российской Федерации (начальник ГУ МЧС России по Чеченской Республике) (по согласованию);

-начальник Центра специальной связи и информации ФСО России в субъекте Российской Федерации (начальник Центра специальной связи и информации ФСО России в Чеченской Республике (по согласованию).

 

2. Нормативно-правовая деятельность антитеррористических комиссий

-Указ Президента РФ от 15 февраля 2006 г. № 116 «О мерах по противодействию терроризму»;

-Указ Президента Чеченской Республики от 28 апреля 2007 года №  170 «О мерах по противодействию терроризму на территории Чеченской Республики»;

-Указ Президента Чеченской Республики от 29 декабря 2009 года               № 397 «Об утверждении Типового положения о постоянно действующих рабочих группах Антитеррористической комиссии Чеченской Республики, Типового положения, Типового регламента и Типового состава антитеррористической комиссии муниципального образования Чеченской Республики»; см. (приложение 1).

- Указ Президента Чеченской Республики от 29 декабря 2009 года № 398 «Об утверждении рабочих групп Антитеррористической комиссии Чеченской Республики»;

- Федеральный закон Российской Федерации от 6 марта 2006 г.                № 35-ФЗ «О противодействии терроризму»;

- Положение об Антитеррористической комиссии в субъекте Российской Федерации (утвержденное Национальным антитеррористическим комитетом 7 июля 2006 г.).

На территории республики развёрнута деятельность 26 рабочих органов АТК ЧР: 17 антитеррористических комиссий муниципальных образований (городов и районов), 9 постоянно действующих рабочих групп, возглавляемых главами муниципальных образований и отраслевыми министрами Правительства Чеченской Республики. Основной задачей этих комиссий являются реализация на местах принятых решений республиканской комиссией, а также отдельных указаний НАК и АТК в области противодействия терроризму.

 

3. Материалы для заседания антитеррористической комиссии

Для проведения заседаний антитеррористических комиссий подготавливаются следующие документы:

-повестка дня (согласовывается с председателем комиссии);

-список лиц, приглашенных на заседание (согласовывается с председателем комиссии);

-порядок проведения заседания АТК (регламент);

-информация по рассматриваемым вопросам – аналитические справки;

-проект решения антитеррористической комиссии по рассматриваемым вопросам;

-материалы согласования проекта решения с заинтересованными государственными органами (при необходимости);

-проект протокола заседания АТК.

Материалы, подготовленные для очередного заседания АТК, заблаговременно доводятся до членов Комиссии (не позднее, чем за 7 дней), которые могут вносить в них замечания и коррективы.  

По итогам заседания комиссии на основе проекта подготавливается протокол заседания, который направляется членам АТК и участникам заседания для исполнения в части касающейся.

Информация по рассматриваемым на заседании вопросам подготавливается заместителем главы администрации по безопасности - секретарем АТК при участии членов комиссии, представителей территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации и органов местного самоуправления на которые возложена подготовка соответствующих материалов.

При рассмотрении на заседании Комиссии вопросов о состоянии антитеррористической защищенности потенциально уязвимых в диверсионно-террористическом отношении объектов эти документы подготавливаются на основе данных, предоставляемых заместителю главы администрации по безопасности - секретарю антитеррористической комиссии членами рабочей группы по результатам осуществленных проверок антитеррористической устойчивости объектов, или материалов, подготовленных к заседанию АТК каким-либо ведомством (организацией, предприятием) по поручению председателя АТК.

В такую информацию, как правило, включаются следующие сведения:

-когда, кем и в связи с чем осуществлялась проверка антитеррористической защищенности объекта;

-в каком составе (кто проводил обследование объектов) она проводилась;

-ведомственная принадлежность проверяемых объектов (объекты здравоохранения, образования, ЖКХ и т.д.) наименование объектов, установочные данные руководителей;

-что проверялось в ходе мероприятия (рекомендуемые проверочные мероприятия: проверка технической защищенности объекта, в т.ч. наличие ограждения объекта, противотаранных устройств, системы охранных сигнализаций,  системы видеоконтроля, физическая защищенность объекта, в т.ч. количество сотрудников охраны, их вооруженность, техническая оснащенность, укомплектованность средствами связи, обученность действиям в условиях чрезвычайных ситуаций, пропускной режим, антитеррористическая документация, в т.ч. наличие паспорта безопасности объекта, плана эвакуации, плана взаимодействия с правоохранительными органами и органами исполнительной власти в случае возникновения ЧС, наличие должностных инструкций для руководящего состава, персонала предприятия и сотрудников охраны в случае возникновения ЧС, наличие системы оповещения в случае возникновения ЧС, фактическое знание персоналом правил действий в условиях ЧС, противопожарная защищенность объекта);

-состояние антитеррористической защищенности объекта, выявленные в ходе проверки недостатки, предложения по повышению уровня его антитеррористической  безопасности.

Решения комиссии оформляются протоколом, который в пятидневный срок после даты проведения заседания готовится заместителем главы администрации по безопасности - секретарем антитеррористической комиссии и подписывается ее председателем.

Проект решения подготавливается по каждому вопросу, включенному в повестку дня заседания, на основании подготовленной информации к заседанию и представляет собой аналитический документ, в котором содержатся сведения о сложившейся ситуации и пункты решений - реальные предложения (рекомендации АТК), осуществление которых будет способствовать повышению антитеррористической устойчивости объекта, с указанием конкретных исполнителей (должность, Ф.И.О.) и сроков исполнения.

Проекты решений по каждому вопросу являются основой для подготовки проекта протокола заседания  комиссии.

Одобренные председателем комиссии проект протокола заседания АТК, повестка дня и подготовленные информационные материалы рассылаются членам комиссии не позднее, чем за 7 дней до даты проведения заседания.

Заместитель главы администрации по безопасности - секретарь антитеррористической комиссии не позднее, чем за 5 дней до даты проведения заседания, информирует членов комиссии и лиц, приглашенных на заседание, о дате, времени и месте проведения заседания антитеррористической комиссии.

 

4. Рекомендации по систематизации документации и

делопроизводства по вопросам организации антитеррористической деятельности

Настоящие рекомендации подготовлены с целью совершенствования на единой основе документационного обеспечения управления в муниципальных районах и городских округах Чеченской Республики и повышения его эффективности путем унификации состава и форм управленческих документов и технологии работы с ними.

Рекомендации устанавливают общие требования организации работы с документами, регламентирующими антитеррористическую деятельность антитеррористических комиссий городов и районов Чеченской Республики.

Ответственность за организацию делопроизводства, соблюдение установленных настоящими рекомендациями правил и порядка работы с документами по антитеррористической деятельности в муниципальных районах возлагаются на их руководителей.

Под документационным обеспечением управления понимается создание документированной информационной базы на различных носителях для использования управленческим аппаратом в процессе реализации его функций.

Порядок работы с секретными документами регламентируется специальными инструкциями.

Работники администраций городов и районов Чеченской Республики несут персональную ответственность за выполнение требований настоящих рекомендаций, сохранность документов и неразглашение содержащейся в них закрытой информации.

Об утрате документов по антитеррористической деятельности, содержащих закрытую информацию, работник обязан немедленно сообщить своему руководителю подразделения, который назначает служебное расследование.

Перед уходом в отпуск или выездом в командировку сотрудник обязан передать через ответственного за делопроизводство находящиеся у него на исполнении (контроле) документы другому сотруднику по указанию руководителя. При увольнении или переходе на другую работу сотрудник должен сдать все числящиеся за ним документы лицу, ответственному за делопроизводство. С целью систематизации документации и повышения оперативности делопроизводства по вопросам организации антитеррористической деятельности в районах и городах все документы целесообразно распределить по соответствующим направлениям (вопросам) деятельности антитеррористической комиссии.

Антитеррористическую документацию в районных (городских) администрациях целесообразно распределить  по следующим делам с инвентарными номерами:             

Дело № 1

Номенклатура дел антитеррористической комиссии.

Дело № 2

Указы и распоряжения Главы Чеченской Республики, постановления, распоряжения Правительства Чеченской Республики по антитеррористической деятельности.

Дело № 3

Решения Антитеррористической комиссии Чеченской Республики, планы их реализации, отчеты о выполнении.

 

 

Дело № 4

Распоряжение главы администрации района (города) Чеченской Республики, о создании антитеррористической комиссии, положение об АТК.

Распоряжение главы администрации района (города) Чеченской Республики, о создании временной рабочей группы  антитеррористической комиссии и положения о ней, с обязательным определением функциональных обязанностей каждому члену группы по направлениям деятельности и закрепленным объектам.

Распоряжение главы администрации района (города) Чеченской Республики о закреп­лении за критически важными и основными потенциально уязвимыми в диверсионно-террористическом отношении объектами, находящимися на территории района (города), ответственных исполнителей из числа сотрудников администрации и организации систематического контроля за состоянием их антитеррористической защищенности с указанием периодичности исполнения контрольных мероприятий.

Дело № 5

План работы районной (городской) антитеррористической комиссии, протоколы заседаний районной (городской) антитеррористической комиссии и отчетные документы об исполнении решений комиссии (отчетные документы об исполнении решений комиссии могут храниться отдельным приложением).

План проведения заседаний районной (городской) антитеррористической комиссии.

Дело № 6

Доклады и донесения о чрезвычайных ситуациях, в том числе, террористического характера, а также материалы, направленные в Антитеррористическую комиссию Чеченской Республики, другая оперативная информация.

Отдельно хранятся материалы учений и тренировок по антитеррористической безопасности, проводимые Оперативной группой района (города): приказы о подготовке и проведении учений и тренировок, календарные планы подготовки и планы проведения этих учений и трени­ровок, задания участникам, материалы разборов учений, донесения в вышестоящие органы о проведенных учениях, другие документы, разрабатываемые в соответствии с рекомендациями по подготовке и проведению учений и тренировок.

Дело № 7

Документы комиссии по действиям сотрудников администрации района (города) в условиях угрозы или совершенном террористическом акте (схемы оповещения и сбора членов комиссии по условным сигналам и т.д.).

Учет входящих и исходящих документов, а также дел и журналов за инвентарными номерами может быть организован в общем делопроизводстве муниципального района или непосредственно у секретаря антитеррористической комиссии. При этом каждое дело, журнал, папка должны иметь наклейку с соответствующим наименованием и инвентарным номером по журналу учета.

Хранятся дела в соответствии с общими правилами ведения несекретного делопроизводства, как правило, не более трех лет или до их отмены либо переработки.

Уничтожение документов с истекшими сроками хранения, не представляющими исторической ценности и практической надобности, производить внутрипроверочной комиссией по акту, с обязательным утверждением руководителем объекта. Такая комиссия может работать в конце года или по мере необходимости.

Обязанности по ведению делопроизводства антитеррористической комиссии муниципального района возлагаются на заместителя главы администрации по безопасности - секретаря антитеррористической комиссии.

 

 

 

 

                                                                                                           

                                                                                                          

 

 

 

 

 

Читать далее

Памятка АТК

ПАМЯТКА

гражданам по  действиям

при установлении уровней террористической опасности

 

 

В целях своевременного информирования населения о возникновении уг­розы террористического акта могут устанавливаться уровни террористической опасности.

Уровень террористической опасности устанавливается решением председа­теля антитеррористической комиссии в субъекте Российской Федерации[1], кото­рое подлежит незамедлительному обнародованию в средствах массовой инфор­мации.

 

Повышенный «СИНИЙ» уровень

устанавливается при наличии требующей подтверждения информации о ре­альной возможности совершения террористического акта

 

При установлении «синего» уровня террористической опасности, реко­мендуется:

1. При нахождении на улице, в местах массового пребывания людей, в общественном транспорте обращать внимание на:

внешний вид окружающих (одежда не соответствует времени года либо создается впечатление, что под ней находится какой - то посторонний предмет);

странности в поведении окружающих (проявление нервозности, на­пряженного состояния, постоянное оглядывание по сторонам, неразборчивое бормотание, попытки избежать встречи с сотрудниками правоохранительных органов);

брошенные автомобили, подозрительные предметы (мешки, сумки, рюкзаки, чемоданы, пакеты, из которых могут быть видны электрические провода, электрические приборы и т.п.).

2. Обо всех подозрительных ситуациях незамедлительно сообщать со­трудникам правоохранительных органов.

3.  Оказывать содействие правоохранительным органам.

4. Относиться с пониманием и терпением к повышенному вниманию правоохранительных органов.

5. Не принимать от незнакомых людей свертки, коробки, сумки, рюк­заки, чемоданы и другие сомнительные предметы даже на временное хране­ние, а также для транспортировки. При обнаружении подозрительных пред­метов не приближаться к ним, не трогать, не вскрывать и не передвигать.

6. Разъяснить в семье пожилым людям и детям, что любой предмет, най­денный на улице или в подъезде, может представлять опасность для их жизни.

7. Быть в курсе происходящих событий (следить за новостями по теле­видению, радио, сети «Интернет»).

 

Высокий «ЖЕЛТЫЙ» уровень

устанавливается при наличии подтвержденной информации о реальной возможности совершения террористического акта

 

Наряду с действиями, осуществляемыми при установлении «синего» уровня террористической опасности, рекомендуется:

1. Воздержаться, по возможности, от посещения мест массового пребывания людей.

2. При нахождении на улице (в общественном транспорте) иметь при себе документы, удостоверяющие личность. Предоставлять их для проверки по пер­вому требованию сотрудников правоохранительных органов.

3. При нахождении в общественных зданиях (торговых центрах, вокзалах, аэропортах и т.п.) обращать внимание на расположение запасных выходов и ука­зателей путей эвакуации при пожаре.

4. Обращать внимание на появление незнакомых людей и автомобилей на прилегающих к жилым домам территориях.

5. Воздержаться от передвижения с крупногабаритными сумками, рюкза­ками, чемоданами.

6.Обсудить в семье план действий в случае возникновения чрезвычайной ситуации:

определить место, где вы сможете встретиться с членами вашей семьи в экстренной ситуации;

удостовериться, что у всех членов семьи есть номера телефонов других членов семьи, родственников и экстренных служб.

 

Критический «КРАСНЫЙ» уровень

устанавливается при наличии информации о совершенном террористиче­ском акте либо о совершении действий, создающих непосредственную угрозу террористического акта

 

Наряду с действиями, осуществляемыми при установлении «синего» и «желтого» уровней террористической опасности, рекомендуется:

1. Организовать дежурство жильцов вашего дома, которые будут регулярно обходить здание, подъезды, обращая особое внимание на появление незнакомых лиц и автомобилей, разгрузку ящиков и мешков.

2. Отказаться от посещения мест массового пребывания людей, отложить поездки по территории, на которой установлен уровень террористической опас­ности, ограничить время пребывания детей на улице.

3. Подготовиться к возможной эвакуации:

подготовить набор предметов первой необходимости, деньги и документы;

подготовить запас медицинских средств, необходимых для оказания пер­вой медицинской помощи;

заготовить трехдневный запас воды и предметов питания для членов се­мьи.

4. Оказавшись вблизи или в месте проведения террористического акта, сле­дует как можно скорее покинуть его без паники, избегать проявлений любопыт­ства, при выходе из эпицентра постараться помочь пострадавшим покинуть опасную зону, не подбирать предметы и вещи, не проводить видео и фотосъемку.

5. Держать постоянно включен­ными телевизор, радиоприемник или радиоточку.

6. Не допускать распространения непроверенной информации о совершении действий, создающих непосредственную угрозу террористического акта.

 

Внимание!

 

В качестве маскировки для взрывных устройств террористами могут ис­пользоваться обычные бытовые предметы: коробки, сумки, портфели, сигаретные пачки, мобильные телефоны, игрушки.

Объясните это вашим детям, родным и знакомым.

Не будьте равнодушными, ваши своевременные действия могут помочь предотвратить террористический акт и сохранить жизни окружающих.

____________________________

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 



[1] Председателем АТК в субъекте РФ по должности является высшее должностное лицо субъекта РФ.

Читать далее

О деятельности АТК в ЧР

В республике проводятся эффективные и результативные меры по противодействию экстремистско-террористическим проявлениям. Следует отметить, что вся деятельность по противодействию терроризму на территории республики осуществляется Антитеррористической комиссией Чеченской Республики (далее - АТК ЧР), которую возглавляет Глава Чеченской Республики. Кроме того, действует 26 рабочих органов АТК: 17 Антитеррористических комиссий муниципальных образований (далее – АТК МО), возглавляемых главами городов и районов Чеченской Республики, и 9 постоянно действующих рабочих групп во главе с министрами Чеченской Республики. Основной задачей этих комиссий является реализация на местах принятых республиканской комиссией решений, а также указаний НАК в области противодействия терроризму.

Антитеррористической комиссией в Чеченской Республики за 2016 год под председательством Председателя АТК в ЧР Р.А. Кадырова проведено 5 заседаний, (4 плановых, 1 внеочередное) на которых рассмотрено                        16 вопросов.

Разработаны и утверждены положения о рабочих группах и планы работ рабочих групп ежегодно в начале года утверждаются Председателем АТК ЧР.

В республике в тесном взаимодействии с территориальными органами федеральных органов исполнительной власти, органами исполнительной власти Чеченской Республики и органами местного самоуправления реализуются следующие программы по противодействию терроризму:

-«Комплексный план противодействия идеологии терроризма в Российской Федерации на 2013 – 2018 годы»;

-«Комплексный план информационного противодействия терроризму в Чеченской Республике на 2013 – 2018 годы»;

-«Программа профилактики терроризма и экстремизма на территории Чеченской Республики на 2013 – 2018 годы»;

-«Единая концепция духовно - нравственного воспитания и развития подрастающего поколения Чеченской Республики».

- «План мероприятий Антитеррористической комиссии в Чеченской Республике по реализации Стратегии противодействия экстремизму в Российской Федерации до 2025 года».

В целях усиления мер направленных на противодействие идеологии терроризма в 2016 году в республиканских средствах массовой информации было опубликовано 6843 материалов направленных на противодействие распространения в регионе идеологии терроризма и экстремизма, гармонизацию межнациональных отношений, профилактику этнического и религиозного экстремизма, повышение бдительности населения к возможным террористическим угрозам, необходимости активного сотрудничества с правоохранительными и другими органами власти.

Кроме того, в эфире местных телерадиокомпаний регулярно транслируются программы, посвященные противодействию радикальным течениям; короткометражные фильмы по противодействию радикальным проявлениям в молодежной среде (еженедельно); религиозные проповеди известных богословов по противодействию радикальным течениям (ежедневно); ролики по противодействию радикальным течениям (ежедневно). Более того на видеоканал www.youtube.com «ТЕРРОРУ НЕТ» добавлено 43 видеоролика.

Важное значение имеет участие в профилактике проявлений религиозного и национального экстремизма представителей общественных и религиозных организаций, творческой интеллигенции, в том числе из числа национальных меньшинств, которые также принимают участие в анализе и прогнозировании конфликтных ситуаций.

В качестве дополнительных мер по противодействию идеологии международного терроризма и религиозного экстремизма, укреплению гражданского иммунитета к распространению радикальных идей систематически проводятся встречи с учащейся молодежью сельских поселений республики по профилактике экстремизма терроризма, популяризации истории, обычаев и традиций нашего народа.

Такие встречи проводятся при участии представителей администраций местных самоуправлений, духовенства и правоохранительных структур.

Действенным механизмом в противодействии и профилактике терроризма и экстремизма является Общественно-консультативный совет при Главе Чеченской Республики по межнациональным отношениям.

Читать далее
<< < Апрель 2017 > >>
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
          1 2
3 4 5 6 7 8 9
10 11 12 13 14 15 16
17 18 19 20 21 22 23
24 25 26 27 28 29 30

Горячая линия:

 

+7 (8712) 

 

29-51-64